Такси на Дубровку заказывали?

Московский мегаполис растет как на дрожжах. Ежемесячно сдаются километры новых развязок, открываются новые станции метро — город идет «в область» семимильными шагами. Вопрос транспортной доступности из года в год становится все актуальнее. Самый мобильный ответ на него — это вертолетное такси.

Цена — вещь упрямая

За прошедшие 12 месяцев вертолетный парк операторов вновь вырос, хотя темпы немного замедлились, и этому есть объективные причины. Вертолетное такси в столице по-прежнему остается относительно новым сегментом бизнеса с достаточно хорошим потенциалом, который пока сдерживает ряд факторов. Главные из них — запрет полетов над Москвой и ценообразование.

По мнению президента ГК «Авком» Евгения Бахтина, потребность в вертолетном такси в столице огромная, однако полеты в город до сих пор практически запрещены.

«Сеть вертолетных площадок по МКАД мало что меняет, поскольку добраться в центр города от МКАД более чем проблематично в часы пик,— рассказывает эксперт.— Можно за 30 минут долететь до МКАД, например, из Завидово, но потом пару часов толкаться в пробках до центра города, что практически лишает смысла использование вертолетной доставки».

Эксперт отмечает, что связка вертолетное такси—метро (например, от «Крокус Сити», где есть вертодром и станция метро) не слишком популярна среди людей, способных заплатить за вертолет. Вертолетная доставка пассажиров из загородных резиденций в аэропорты имеет достаточно ограниченный спрос, к тому же процедуры допуска вертолетов для посадки в аэропорту очень усложнены, да и цены за посадку вертолета в аэропортах МАУ взвинчены до небес и зачастую превышают цену самого полета вертолета. Именно поэтому вертолетное такси пока не пользуется спросом, резюмирует Евгений Бахтин.

Пассажиры вертолетного такси, как правило, арендуют его для деловых перелетов. Как рассказал руководитель отдела чартерных перелетов «Хелипорт Москва» Михаил Демидов, на долю вертолетного трансфера в аэропорты сейчас приходится всего 5% всех полетов, далее идут бизнес-полеты с долей 35-40% и экскурсионные рейсы (от получаса до часа), на которые приходится четверть трафика. Как правило, рабочий радиус вертолетного такси составляет до 600 км, полеты на большие расстояния клиенты бронируют реже.

По данным информационного агентства BizavNews.ru, московскую «прописку» сейчас имеет около 250 вертолетов разных классов: от рабочей лошадки поршневого Robinson R44 до роскошного газотурбинного AW139. Что же касается цен, то стоимость часа на популярном Robinson R44 начинается от 28 тыс. руб., чуть подороже более мощный R66 — 30 тыс. руб. Далее идут более вместительные «белки» Airbus Helicopters H125 (ранее вертолеты называли AS350) — от 55 тыс. руб. за час полета — и Н130 (EC130 T2) — от 70 тыс. руб.; любители вертолетов Bell могут арендовать популярный Bell 407 за 65 тыс. руб. А для ценителей роскоши подойдет Agusta AW109 — от 100 тыс. руб.— или «лимузин» AW139 — от 180 тыс. руб. за час полета.

Говоря о ценообразовании, игроки рынка не сходятся во мнении: одни утверждают, что цена завышена чуть не вдвое по сравнению с Европой, другие — что она доступна для разных групп потребителей. Однако и те и другие считают, что стоимость вертолетного такси может снизиться.

«Как только откроют небо над Москвой, появится больше площадок и специализирующихся на вертолетных перевозках компаний, цены станут ниже, а объем рынка значительно вырастет»,— утверждает управляющий директор клуба «Бизнес Авиация» Андрей Калинин.

«Для тех, кто может позволить себе платить за дорогие летные часы, необходимо максимально расширить спектр предлагаемых услуг, в том числе разрешить полеты над городом. Вот тогда потребители воспользуются услугой авиатакси в полной мере или будут стремиться к этому. Рынок изменится в кратчайшие сроки»,— уверен Александр Евдокимов из компании Jet Transfer.

Как в Нью-Йорке

Вертолетные компании готовятся к возможному открытию неба над Москвой. В настоящее время идут переговоры с правительством столицы и силовыми структурами, определяются варианты маршрутов для безопасных полетов. Расположенные в Москве «Русские вертолетные системы» совместно с Росавиацией, Ассоциацией вертолетной индустрии и городскими властями активно готовят почву для использования коммерческих полетов в воздушном пространстве столицы. Это позволит превратить вертолет в полезный инструмент, с помощью которого можно будет избежать знаменитых московских пробок. Проект «Русских вертолетных систем» в настоящее время проводится в рамках Государственной программы по развитию транспортной системы Москвы на 2012-2016 годы. Данный проект — редкий случай государственно-частного партнерства, направленного на развитие современной городской транспортной системы. В настоящее время городские власти почти полностью запрещают коммерческое воздушное движение в зоне UUP53, которая охватывает воздушное пространство в пределах границ Московской кольцевой автодороги. Конечно, можно попробовать получить разрешение на полеты над Москвой для зарегистрированного гражданского вертолета, но это нужно будет согласовать со многими военными и гражданскими организациями, и нет гарантий того, что требуемый результат будет достигнут.

Создавая основу для коммерческих полетов вертолетов, «Русские вертолетные системы» руководствуются двумя подходами. Первый использует опыт крупнейших городов с плотным трафиком вертолетного движения, таких как Нью-Йорк, Сан-Паулу и Лондон. Для этого требуется создание инфраструктуры для вертолетов, использующих воздушное пространство мегаполиса. В частности, необходимо спроектировать и построить посадочные площадки, создать операционную компанию, внедрить автоматическую систему наблюдения типа технологии ADS для надежного мониторинга и контроля вертолетного движения над Москвой.

Второй подход — это административная система правил эксплуатации коммерческих вертолетов. Директор по связям с общественностью «Русских вертолетных систем» Азад Каррыев говорит, что правила, применяемые к операторам, желающим выполнять коммерческие полеты в Москве, будут очень строгие в плане безопасности. Как ожидается, компании будут подлежать специальному лицензированию, чтобы иметь возможность работать над городом, и должны соответствовать ряду строгих требований, таких как наличие флота не менее чем из десяти вертолетов, собственной базы технического обслуживания, сертифицированной российскими органами гражданской авиации. Минимальный налет у пилотов должен составлять 4 тыс. часов, а каждый полет должен быть утвержден УВД. Только двухмоторным вертолетам категории А будет разрешено совершать коммерческие полеты в зоне UUP53 при минимальной высоте полета 300 м. Такие же строгие правила будут применены к пассажирам, которые должны будут пройти стандартную авиационную проверку безопасности: им будет запрещено проносить на борт оружие, взрывчатые вещества и другие опасные грузы. Эти условия создадут прочную основу для будущего технического регламента, который разрабатывается институтом «МосгортрансНИИпроект».

Пилотный проект «Русских вертолетных систем» включает также постройку и управление двумя посадочными зонами на берегу Москвы-реки: в «Москва-Сити» и рядом с Московским международным домом музыки. В скором времени после прохождения технических проверок площадки начнут работать, на первоначальном этапе они будут использоваться правоохранительными органами.

У московских вертолетчиков есть надежда, что в ближайшее время небо над столицей станет доступным и город займет подобающее ему место в ряду крупнейших мировых мегаполисов с плотным вертолетным трафиком. Вертолетное такси способно хоть немного разгрузить город и сделать население более мобильным.

«Наглядный пример — крупнейший бразильский город Сан-Паулу, известный автомобильными пробками и высоким уровнем преступности. В этих условиях разрешение использовать крыши городских небоскребов для вертодромов привело за последние пять лет к настоящему буму использования вертолетов в качестве такси и частного транспорта,— рассказывает главный редактор BizavNews.ru Денис Лобастов.— Ежедневно над городом выполняется более 300 полетов вертолетов».

Дмитрий Петроченко

Источник: Коммерсантъ — Вертолетная индустрия