Стагнация – не повод для пессимизма

Редакция BizavNews за последние несколько лет побывала на многих предприятиях, где производится сборка самолетов и вертолетов. И вот, благодаря представителям Exclases Holdings Ltd., официального дистрибьютора вертолетов AgustaWestland в России и странах СНГ, и лично главе ЗАО «ХелиВерт» Александру Кузнецову нам удалось побывать в святая святых любого производителя – цехе окончательной сборки средних многоцелевых вертолетов AW139, производства итальянской AgustaWestland, побеседовать о текущих планах, а также узнать из первых уст, как изменились условия работы в непростых экономических и политических реалиях.

Немного истории

О предстоящем создании в России совместного российско-итальянского предприятия по производству гражданского вертолета AW139 компания AgustaWestland и холдинг «Вертолеты России» впервые объявили на авиасалоне в Фарнборо в июле 2008 года. Рамочное соглашение о создании СП было подписано в Москве 6 ноября 2008 года генеральными директорами компании AgustaWestland и холдинга «Вертолеты России» в присутствии премьер-министров России и Италии, ЗАО «ХелиВерт» было учреждено в сентябре 2009 г. Закладка завода в Томилино состоялась в июне 2010 года, и в мае 2012 года строительство его успешно завершилось. К тому времени, в июне 2011 года, на авиасалоне Le Bourget под патронажем премьер-министра РФ Владимира Путина стороны заключили лицензионное соглашение и генеральное соглашение о поставке деталей. В январе–марте 2012 года специалисты ЗАО «ХелиВерт» прошли обучение в Италии в учебном центре компании AgustaWestland. Наконец, в июне–июле 2012 года на завод начали прибывать первые детали и агрегаты AW139 и началась сборка первых двух машин. Построенный «с нуля» томилинский завод ЗАО «ХелиВерт» обладает одним из самых современных в России производственных комплексов, где внедрены наиболее передовые технологии по сборке вертолетной техники.

Наш герой

AW139 является представителем новейшего поколения двухдвигательных вертолетов среднего класса. AW139 обладает высокими показателями экономичности, превосходными летно-техническими характеристиками, многофункциональностью применения и непревзойденным уровнем надежности. AW139 способен перевозить до 15 пассажиров на предельной скорости, в самом просторном и комфортабельном салоне своего класса вертолетов. Доступ в багажный отсек возможен как внутри вертолета, так и снаружи. Разработка AW139 началась с проекта «Agusta-Bell» АВ139. Прототип этой машины впервые взлетел 3 февраля 2001 года на заводском аэродроме «Agusta» в Верджиате. Первый серийный вертолет поднялся в воздух 24 июня 2002 года, а поставки начались в 2003-м. AW139 может управляться одним или двумя пилотами и способен взять на борт до 15 пасс. или 6–8 пасс. в корпоративной или VIP-конфигурации. Он обладает максимальной взлетной массой 6400 кг, крейсерской скоростью до 306 км/ч, дальностью полета более 927 км и продолжительностью полета 5 ч. Два двигателя Pratt & Whitney (Канада) РТ6С-67С мощностью по 1531 л.с. (1142 кВт) обеспечивают вертолету впечатляющие характеристики при максимальной взлетной массе в 6400 кг, которая недавно была увеличена до 7000 кг. К настоящему времени AgustaWestland получила около 900 заказов на AW139 от 220 клиентов в почти 70-ти странах. 500-й AW139 компания передала заказчику в июне 2012 года на выставке в Фарнборо, 600-й – в октябре 2013 года, 700-й – в сентябре 2014 года. В настоящее время около 750 вертолетов AW139 находятся в эксплуатации. Примерно 26% продаж приходится на Европу, 20% — на Азию и Австралию, 23% — на Ближний Восток и Африку, 16% — на Северную и Южную Америки, 15% AW139 были переданы глобальным операторам. В своем классе AW139 занимает 56% рынка, работая в различных сегментах вертолетных работ, включая VIP, офшорные и правительственные перевозки по всему миру.

Читайте также:  Embraer поставил сразу два Lineage 1000

Сейчас вертолеты AW139 производятся на собственных заводах в Филадельфии (США), Верджате (Италия) и России на СП «ХелиВерт». В Россию первый вертолет этого типа был поставлен в апреле 2011 г. По сведениям Альберто Понти, официального представителя AgustaWestland в России, в 2013 г. было поставлено 13 AW139, российский парк этой модели насчитывает 18 машин. Согласно данным «Ежегодника АТО», к концу 2013 г. 10 из них были внесены в российский реестр коммерческих ВС. Один из этих вертолетов эксплуатируется в СЛО «Россия».

Первый собранный в России вертолет AW139 поднялся в воздух в декабре 2012 года. Вертолеты производства «ХелиВерт» предлагаются заказчикам из России и стран СНГ.

Завод

Часовая прогулка, а вернее путешествие по сборочным цехам «ХелиВерта» было запоминающимся. Поразила чистота, так нехарактерная отечественным заводам. Открытые к общению и прекрасно образованные сотрудники ЗАО «ХелиВерт» вызвали массу позитивных эмоций.

Нам действительно повезло – Александр Алексеевич Кузнецов рассказал нам о всех этапах сборки вертолетов и продемонстрировал готовые или почти готовые машины на различных этапах производства. Мы увидели, как винтокрылая машина «рождается», проверяется на герметичность, красится. Приятным сюрпризом стала возможность лично поприсутствовать на этапе установки VIP интерьера и посмотреть монтаж системы развлечений, который выполняли специалисты итальянской Mecaer Aviation Group. Как отмечают сами итальянские специалисты, российские клиенты очень требовательны и выбирают лучшие дизайнерские решения. Практически все элементы отделки производятся и устанавливаются вручную с использованием материалов самого высокого качества, в том числе из натурального дерева и кожи. «В новом интерьере появилась возможность интеграции пассивной системы подавления вибраций SILENS System. В комплект оснащения салона также входит доработанная многофункциональная система IFEEL, существенно облегчающая управление всем оборудованием пассажирской кабины, и беспроводной интернет. С помощью применения современных шумоизоляционных материалов в вертолете можно разговаривать почти шепотом, по крайней мере, об этом говорят разработчики. Да и сами дизайнерские решения весьма революционны для вертолетов этого класса», — в перерыве между работой рассказал нам один из представителей Mecaer Aviation.

Читайте также:  FAS получил новый Legacy 650

Далее в непринужденной обстановке мы поговорили с Александром Алексеевичем о современных трендах в вертолетостроении и емкости отечественного рынка для всей линейки AgustaWestland. Настроение было прекрасное, но все же мы не могли обойти вопросы, которые возможно являются головной болью всех производителей.  И вот что нас поразило особенно – оптимизм, с которым воспринимаются все тяготы современного рынка. Как рассказал нам г-н Кузнецов, при всей той экономической и политической ситуации, которую рынок наблюдает последние девять месяцев, компания сохранила свой потенциал, что, безусловно, очень важно для ЗАО «ХелиВерт». Коллектив продолжает работать, прекрасно понимая, что внешние условия далеки от идеальных, но это лишь временные трудности.

«Рынок авиационных услуг сегодня немного стагнирован, и поэтому у нас нет активных продаж, которые мы планировали. Это также является основными трудностями, с которыми мы столкнулись в 2014 году. И все же нам удалось даже в такой непростой ситуации подписать несколько контрактов, в декабре 2014 мы сдали один вертолет заказчику, вторая машина была поставлена в марте 2015 года. Параллельно мы активно ведем переговоры и еще с рядом заказчиков.

Учитывая, что мы СП и делаем практически «итальянский вертолет», все расчеты за комплектующие у нас ведутся за евро (более 6000 наименований, прим BizavNews), а на внутреннем рынке мы продаем машины за национальную валюту, т.е. в рублях.  Не буду скрывать, но за счет нестабильности валютного рынка некоторые покупатели приостановили по объективным причинам переговоры по приобретению AW139. Но мы с уверенностью смотрим в будущее, надеясь, что данная нестабильная экономическая ситуация в будущем изменится, и мы продолжим диалог с нашими клиентами», — комментирует Александр Кузнецов.

Одним из важных событий 2014 года для «ХелиВерт» можно по праву считать открытие сервисного центра по обслуживанию вертолетов AW139, причем не только отечественной сборки. Это является достаточно серьезным движением вперед, это реализация очередного проекта программы создания в России единого авиационного комплекса с полным набором услуг для клиентов – производство, сервис, обучение. Соответствующий сертификат Росавиации «ХелиВерт» получил 11 сентября 2014 года.

Читайте также:  «В России темпы роста перевозок деловой авиации выше, чем в Европе»

Услуги сервисного центра доступны всем эксплуатантам вертолетов AW139. Обслуживание других вертолетов модельного ряда AgustaWestland возможно будет осуществляться в ближайшее время. 

По лицензионному соглашению «ХелиВерт» имеет право продавать «российские» AW139 не только в нашей стране, но и в ряде государств СНГ, где нет необходимости в сертификате EASA, так как выпускаемые компанией вертолеты имеют российский сертификат типа.

«Рынок AW139 в России есть. Это достаточно специ-фический сегмент, оптимально подходящий под российские реалии. В нашей стране есть много мест, куда добраться можно только по воздуху, еще больше — где вообще нет альтернатив вертолету. Нефтегазовая, золотодобывающая промышленность сосредоточена именно в таких районах. Здесь необходим универсальный современный вертолет, который сможет эксплуатироваться в достаточно жестких условиях, при этом быть комфортным и многофункциональным. Сейчас мы полностью заняты в так называемой корпоративной нише, но готовы поставлять вертолеты в любой конфигурации, в том числе аварийно-спасательной и медицинской версии. Кстати, AW139 в своем классе (средний, двухдвигательный вертолет) самый востребованный в мире. Мы можем производить 15-20 вертолетов в год. На одну машину в среднем уходит 7,5 месяцев. Но все зависит от заказчика. У нас есть примеры, тогда клиент просит установить эксклюзивный интерьер ручной сборки – понимаете, что на это необходимо намного больше времени», — резюмирует г-н Кузнецов.